Укладка тротуарной плитки процесс многоэтапный, но начинать надо не с этого. В первую очередь надо определить: форму плитки, вариант цветового решения или состав композиции цветов, назначение участка (парковка, пешеходная дорожка и т.д.), габариты и направленность участка, необходимость боковых доборов, сочетание с окружающим ландшафтом и т.д. Только после этой сложной процедуры можно приступать к укладке тротуарной плитки.
Наибольшее разнообразие схем укладки предоставляет так называемая «брусчатка» — прямоугольная плитка, чаще всего размером 200х100хН. Самые распространённые схемы — «кирпичная кладка», «ёлочка», «столбик». Они отличаются, в первую очередь, простотой укладки и прекрасно подходят для дорожек. «Столбик» и «кирпичная кладка», ко всему прочему, могут укладываться машинным способом. Схемы с попарным расположением брусков требуют предварительной прорисовки и хорошо смотрятся, обычно, выложенные с учётом 2 и более цветов. Такие схемы и, особенно, схемы укладкой «в квадрат» рассчитаны для площадок и стоянок. Укладывая «волну», можно руководствоваться теми же соображениями, что и по «брусчатке». Срок службы тротуарной плитки весьма продолжителен. Независимо от того, на что укладывается плитка на сухую смесь, раствор или песок, основанием служит подушка из щебня и песка. В отдельных случаях, для усиления основания, на песчано-гравийной подушке устраивается бетонная стяжка.
В общем случае рекомендуется следующая технология укладки тротуарных плиток:
- Выемка дёрна на глубину около 150 мм.
- Продольная и поперечная планировка застилаемой поверхности с соблюдением технологических уклонов для стока воды.
- Трамбовка, укатка или виброуплотнение поверхности земляного полотна.
- Отрытие канавок для бортового камня.
- Трамбование дна канавок и отсыпка 5 см слоя песка на дно канавок.
- Установка в канавку бортового камня на бетонную подушку.
- Застилка земляного полотна геотекстилем, для предотвращения деформации дорожного полотна. (Применяется в слабых пучинистых грунтах).
- Отсыпка застилаемой поверхности щебнем фракции 5-20 мм толщиной слоя 10-20 см (при условии заезда автотранспорта) с последующим поливом поверхности водой и трамбовкой. В непучинистых грунтах без заезда грузовых автомобилей допустима отсыпка крупным слегка увлажнённым песком толщиной слоя 10-15 см.
(Вариант 1). Отсыпка по утрамбованному щебню слоя слегка увлажнённого песка слоем 5 см с последующим выравниванием с помощью рейки.
(Вариант 2). Укладка по поверхности выровненного, увлажнённого и укатанного слоя песка арматурной сетки 50х50 мм без связки. Отсыпка сухой смеси слоем 3-4 см с последующим слабым увлажнением с помощью лейки).
(Вариант 3). Изделия укладываются на слой растворной постели толщиной 2-3см непосредственно на трамбованный щебень без отсыпки песчаного слоя. Марка раствора — М150 (цемент:песок 1:3), вместо раствора можно использовать плиточный клей — это дороже но надёжней, только обязательно укладывать на бетонную стяжку толщиной 5-10 см.
- Тротуарные плиты укладывается на подстилающий слой, и втрамбовываются с помощью виброплит, массивных деревянных или резиновых киянок.
- По поверхности уложенных плит рассыпается сухая смесь и распределяется по щелям.
- Уложенная поверхность бетонными плитами тщательно очищается от остатков сухой смеси и поливается вдоль щелей небольшим количеством воды из лейки.
При приобретении тротуарной плитки необходимо учесть, что некоторая часть плитки пойдёт в отходы при подрезке. Количество таких отходов зависит не только от формы и размеров облицовываемой поверхности, но и от способа укладки (например, при диагональной укладке отходов больше, чем при параллельной).
Тротуарные плиты уложенные на сухую смесь или растворную постель на щебёночной подушке выдерживают нагрузку от заезда легкового автомобиля. Плиты, уложенные на бетонное основание или на усиленную в 1,5 раза подушку выдерживают нагрузку от грузового автомобиля. Самое главное помнить, что срок службы плитки зависит в первую очередь от качественно подготовленного основания и не отступать от рекомендованных технологий.